Лаборатория профилактики и психологического сопровождения профессиональной деятельности переводчиков жестового языка
В настоящее время особое значение приобретают вопросы поддержания и сохранения здоровья — как психического, так и физического,в том числе в профессиональной деятельности. Одним из важных направлений в системе мер здоровьесбережения являются различные виды профилактики, т. е. предупреждение развития негативных изменений в состоянии здоровья. Для помогающих профессий, к которым относится и профессия переводчика жестового языка, особое значение имеет психологическая профилактика, направленная на предотвращение таких негативных явлений, как хронический стресс, профессиональное выгорание и т. п.
С целью разработки, аппробации и внедрения мер, направленных на сохранениеи поддержание здоровья переводчиков РЖЯ, в структуре ЦНИИ РЖЯ создана Лаборатория профилактики и психологического сопровождения профессиональной деятельности переводчиков жестового языка.
В задачи лаборатории входит как разработка и претворениев жизнь конкретных мер психологической профилактики и психологического сопровождения, накопление и систематизация опыта, так и проведение исследований и научных изысканий в данной области. Также согласно резолюции Научно-практической конференции «Перспективы выхода из сложной ситуации с русским жестовым языком в сфере российского образования в виду принятия ГОСТ Р 57636—2017» на лабораторию возложена задача разработки централизованной системы психологического сопровождения переводчиков РЖЯ, в настоящий момент не имеющей аналогов в мире.
Как переводчики жестовых языков работают, чтобы помогать глухим людям, так и мы работаем, чтобы помогать переводчикам.
Аннотация: В статье рассмотрены факторы, ведущие к снижению или утрате трудоспособности переводчиков жестовых языков и к оттоку из профессии по другим причинам. Факторы можно разделить на три группы — организационные, медицинские и психологические. Центральное место среди психологических факторов занимает психологическое выгорание. Далее раскрыта специфика деятельности переводчика РЖЯ в образовании с точки зрения организации системы психологического сопровождения профессиональной деятельности (психологической супервизии). Сформулированы основные требования к системе психологического сопровождения.