Аннотация: В данной статье представлено исследование по созданию системы визуализации русского-жестового языка. Рассматривается пример кроссплатформенной технологии,
Научный руководитель:
Введение
Появление современных информационных технологий сильно изменило жизнь всего человечества.
Согласно статье
Постановка задачи
Одним из важнейших шагов на пути создания такого решения является построение системы визуализации жестового перевода.
-
Система визуализации должна быть воспринимаемой.
Это касается почти всех аспектов процесса визуализации и вполне естественно, что прежде всего требуется качественная 3D модель человека. Но важны и другие аспекты. В частности, плохой жестовый подчерк непозволителен, с другой стороны чрезмерная механичность затрудняет восприятие. И качественная анимация такого уровня качественная требует больших временных затрат, профессиональных знаний и опыта. -
Ввиду пункта
1 было бы логично рассмотреть возможность использования систем захвата движения. Однако у данных систем можно выявить определённые минусы. В первую очередь, качественные Motion Capture системы весьма дорогие, даже если рассматривать возможность их аренды. Также, полученный с помощью системы данные всё равно придётся подвергать пост-обработке и, хотя, это во многом ускоряет процесс, всё же технологически является весьма трудной задачей и, таким образом, приходится сталкиваться с трудностями, которые обозначены в пункте 1. -
Определённые трудности также возникают в определении структуры для хранения данных.
Она должна быть гибкой и ёмкой, однако не перегруженной, что может сказаться на производительности.
В результате получилось выделить несколько основных шагов по решению обозначенных проблем.
Технология анимирования
Компьютерные игры на протяжении многих лет являются одним из катализаторов прогресса в мире вычислительной техники. Именно они стали причиной появления качественной трёхмерной графики. Позднее разработанные технологии стали активно использовать в анимационном и игровом кинематографе, а также многих других сферах. Рассмотрим ряд наиболее полезных технологий, использование которых позволяет достичь впечатляющих результатов.Одной из таких технологий является скелетная анимация.
Рис. 22. Контроллеры инверсной кинематики в Maya
Далее каждая вершина модели «привязывается» к какой либо кости скелета. Таким образом, при движении отдельной кости двигаются и все вершины, привязанные к ней. Благодаря этому задача аниматора сильно упрощается, потому что отпадает необходимость анимировать отдельно каждую вершину модели, а достаточно лишь задавать положение и поворот костей скелета. [1]
Скелетная анимация позволяет легко смешивать различные анимационные клипы, что позволяет бороться с неестественными изгибами суставов в ходе визуализации. Одним из важнейших преимуществ данной технологии является возможность спокойно смешивать анимационные клипы, отвечающие за движение предплечья, с анимацией, отвечающей за движение кисти и пальцев.
Другой технологией, дополняющей скелетную анимацию, является инверсная кинематика, представляющая собой процесс определения параметров связанных гибких объектов, таких как кинематическая цепь, для достижения необходимой позиции, ориентации и расположения этих объектов. Инверсная кинематика является типом планирования движения и активно используется в робототехнике, трёхмерной компьютерной анимации и в разработке компьютерных игр.
Наиболее широкие возможности по использованию данных технологий предоставляет сочетание из двух систем: пакета Autodesk Maya с плагином HumanIK и игрового движка Unity3D. [2-4]
Сочетание возможностей пакета Maya и движка Unity3D дают непревзойдённое сочетание качества модели, плавности анимации и высокой производительности на любом устройстве. Maya является промышленным стандартом в производстве компьютерной 3D графики. Со знанием данной программы легче всего получить высокооплачиваемую должность. Среди профессиональных 3D-художников данный пакет используется чаще других.
Maya позволяет пройти все этапы создания 3D – от моделирования и анимации до текстурирования, композитинга и послойного рендеринга.
Отдельно хочется отметить основные преимущества Maya:
-
реалистичная анимация персонажей во время исполнения симуляции;
-
использование процедурной адаптации движения и перенацеливания;
-
эффективное использование анимационных данных с меньшими техническими накладными расходами.
Рис. 23.
Unity – межплатформенная среда разработки компьютерных игр и приложений. Unity позволяет создавать приложения, работающие под более чем
На Unity написаны сотни игр, приложений и симуляций, которые охватывают множество платформ и жанров. Вместе с тем Unity используется как крупными разработчиками, так независимыми студиями.
Синтез и редактирование жеста
Рис. 24. Прототип редактора жестов
Рис. 24. Прототип редактора жестов
Очень важно, чтобы система была гибкой. Именно это и стало основной причиной включения пункта о разработке системы упрощённого редактирования жестов. В данной системе жест рассматривается с точки зрения его составляющих. На первом этапе выделяются следующие составляющие:
-
конфигурация (handshape);
-
ориентация ладони (orientation);
-
местоположение руки (location);
-
движение (movement);
-
мимика (facial expression). [8-14]
Комбинирование этих составляющих процедурным путём и удобный пользовательский интерфейс дают возможность работать с системой лингвистам и переводчикам, не имеющим опыта в 3D анимировании.
Одной из ключевых сложностей стало определение необходимого формата хранения данных и переменной информации. Рассмотрим, например, дактилему «А». Можно записать позиции руки и каждого пальца в трёх координатах, а также угол поворота для каждой оси.
Но если возникает необходимость записать информацию о дактилеме «Д», то появляется проблема, которая заключается в том, что не до конца ясно как хранить информацию о движении, ведь дактилема «Д» состоит не только из конфигурации, но и движения.
Здесь стоит вопрос оптимизации, управляемости и человекоподобности.
Модель системы и прототип приложения
Рис. 25. Схема модели системы
В ходе исследований нами была разработана следующая модель системы, представленная
В подсистеме подбора слов осуществляется конструирование и подбор анимации жеста или набора жестов. Подсистема подбора слов просматривает базу данных и выбирает необходимые данные исходя из того, что запросил пользователь.
Рис. 26. Прототип системы визуализации на примере приложения для телефона
На Рис.
Литература
-
Unity — Руководство: Animation (анимация) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://docs.unity3d.com/ru/500/Manual/class-Animation.html (дата доступа 10.03.2018). -
Hamm M. J. Wireframing Essentials /M. J. Hamm. – Packt Publishing, 2014. –112 с. -
Buttussi F. Using Web3D technologies for visualization and search of signs in an international sign language dictionary /F. Buttussi, L. Chittaro, M. Coppo. – ACM Press, 2007. – P. 61. -
Talbot K. F. The Relation between Sign Language Skill and Spatial Visualization Ability: Mental Rotation of Three-Dimensional Objects: /K. F. Talbot, R. H. Haude // Perceptual and Motor Skills. – 2016. – The Relation between Sign Language Skill and Spatial Visualization Ability -
Watt A. 3D Games:Real-Time Rendering and Software Technology, Volume1 (With CD-ROM) /A. Watt, F. Policarpo. – P. 2. -
Кривонос Ю. Г. Моделирование движений рук, мимикии артикуляции лица человека для синтезаи визуализации жестовой информации /Ю. Г. Кривонос, Ю. В. Крак // Кибернетикаи системный анализ.— 2011.— Т. 47,№ 4.— С.3–8. -
Ibarria L. Dynapack: Space-time Compression of the 3D Animations of Triangle Meshes with Fixed Connectivity /L. Ibarria, J. Rossignac // Proceedings of the2003 ACM SIGGRAPH/Eurographics Symposium on Computer Animation: SCA ’03. –Aire-la-Ville, Switzerland, Switzerland: Eurographics Association, 2003. – Dynapack. – С. 126–135. -
Харламенков А. Е. Создание «Электронной справочно-аналитической системы“Русско-жестовый толковый словарь”» Монография /А. Е. Харламенков // Научные труды Института Непрерывного Профессионального Образования.No 7. Монографические исследования / ред.Под научн. редакциейпроф. П. С. Гуревича и проф. С. В. Чернова. С.97–186. – Москва: Издательство Института Непрерывного Профессионального Образования, 2016. – С. 89. -
Харламенков А. Е. Аналитический обзор электронныхon-line словарей жестовых языков: монография /А. Е. Харламенков. – Москва: РУСАЙНС, 2017. –218 с. -
Харламенков А. Е. Электронная справочно-аналитическая система«Русско-жестовый толковый словарь» /А. Е. Харламенков // Научные труды Института непрерывного профессионального образования. – 2014. – Вып. № 3. – С.24–43. -
Харламенков А. Е. Русский жестовый язык. Начала : [Учебное пособие]: Русский жестовый язык. Начала /А. Е. Харламенков. – Москва: Издательство «ОнтоПринт»,. –164 с. -
Харламенков А. Е. Русский жестовый язык. Начала. Рабочая тетрадь : [Учебное пособие]: Русский жестовый язык. Начала /А. Е. Харламенков. – Москва: Издательство «ОнтоПринт»,. –56 с. -
Харламенков А. Е. Русский жестовый язык. Начала.Жестово-русский словарь : [Учебное пособие]: Русский жестовый язык. Начала /А. Е. Харламенков. – Москва: Издательство «ОнтоПринт»,. –556 с. -
Харламенков А. Е. Короткие слова: предлоги, частицы, союзы. Справочник переводчика русского жестового языка : [Справочное издание]: Русский жестовый язык. Начала /А. Е. Харламенков. – Москва: Издательство «ОнтоПринт»,. –154 с. -
Харламенков А. Е. Итоги научной работы Института Непрерывного Профессионального Образования за2010 — 2015 годы /А. Е. Харламенков // Научные труды Института непрерывного профессионального образования. – 2015. – Вып. № 6 (6). – С.413–422. -
Харламенков А. Е. Итоги издательской деятельности Института Непрерывного Профессионального Образования за2010 — 2015 годы /А. Е. Харламенков // Научные труды Института непрерывного профессионального образования. – 2015. – Вып. № 6 (6). – С.423–439. -
Харламенков А. Е. Язык и менталитет: влияние жестового языкана менталитет глухих /А. Е. Харламенков // Научные труды Института непрерывного профессионального образования. – 2014. – Вып. № 5. – С.191–218. -
Харламенков А. Е. Адаптация глухихи реакция социума /А. Е. Харламенков // Научные труды Института непрерывного профессионального образования. – 2014. – Вып. № 2. – С.269–273. -
Харламенков А. Е. Формирование коммуникативной компетентностиу людей с нарушением слуха /А. Е. Харламенков // Научные труды Института непрерывного профессионального образования. – 2014. – Вып. № 4. – С.234–241. -
Харламенков А. Е. Учебно-методическая разработка по курсу: «Основы русского жестового языка для разработчиков Жесто-мимического интерфейса “SurdoJet”» /А. Е. Харламенков // Научные труды Института непрерывного профессионального образования. – 2015. – Вып. № 6 (6). – С.337–366. -
Харламенков А. Е. Методика преодоления безусловного рефлекса при постановке рукв процессе освоения дактильнойи жестовой речи /А. Е. Харламенков // Научные труды Института непрерывного профессионального образования. – 2014. – Вып. № 3. – С.44–49.
Корниенков Андрей Александрович
Магистрант Московского политехнического университета, г. Москва.
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Рычков Вадим Александрович
Магистрант Московского политехнического университета, г. Москва.
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.