23 января 2018 г. в Общественной палате России прошёл круглый стол «Духовно-нравственные аспекты реализации Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации», на котором заместитель председателя Комиссии ОП РФ Людмила Васильевна Дудова провозгласила: «Если мы не будем обращать внимания на русский язык, мы декларируем хаос». В своём слове она отмечала, что язык предназначен не только для коммуникации: картина мира в сознании формируется именно через язык, поэтому изменения языка влияют на наше мировосприятие; действительно, если упрощается язык, переходя на уровень мемов и стереотипных конструкций, деградирует и человеческое сознание.

Об этом же в интервью телеканалу «Царьград» рассказала известный писатель и профессор Литературного института имени Горького Олеся Николаева:

Сейчас невозможно говорить на языке метафоры. Сейчас нужно говорить на языке прагматическом и конкретном, чтоб тебя понимали студенты, которые только что поступили в институт. С этим я постоянно сталкиваюсь – единой культурной базы, бэкграунда – совершенно сейчас нет. Если вы будете говорить «Куда Макар телят не гонял» — молодые люди не поймут, подумают, что это что-то про сельское хозяйство. Я думаю, это катастрофично – что люди сейчас понимают только какие-то отдельные, конкретные вещи, причем как-то клипово. Клиповое сознание к этому привело. Когда требуется рассуждение по поводу какого-то события или высказывания – цепляются за отдельные слова, побочную линию, начинают это обсуждать, а не саму проблему. Мы это видим также в телевизионных дискуссиях – неумение отвечать по существу. За высказыванием не видят единой картины.

Епископ Августин прямо назвал упрощение языка деградацией и вырождением. Когда язык становится набором условных рефлексов и схематичных формул, человек закономерно скатывается от своей человеческой природы либо в сторону животного, либо – бесчувственной машины.

Классическая русская литература даёт людям представление о живом русском языке, обеспечивает культурную трансмиссию, передачу ценностей и культурного кода. Об этом сказала и Олеся Николаева:

Главная угроза – отсутствие опыта чтения русской классики, олицетворяющей русский язык. Из-за этого – крайнее сужение лексики, синтаксиса, уже не говорю о катастрофической безграмотности. Грамотность ведь достигается, в том числе, через чтение.


Такую серьёзную проблему в русском языке у русских видят эксперты.

Для глухих же данная проблема острее не в разы, а на порядки: глухие, особенно в большинстве своём — молодёжь, не владеют русским языком; особенно — русским письменным языком; они не читают литературу в принципе, так как не понимают смысла элементарных слов. Глухие молодые люди в 20–25 лет не видят разницы между «лесником» и «лестницей» («лесник» показывают жестом ЛЕСТНИЦА), «кормой» (лодки) и «кормом» (для скота) — фразу «сидел на корме лодки» показывают жестами СИДЕТЬ ПИТАНИЕ ЛОДКА.

Это состояние наступившей катастрофы.